Пуленепробиваемая нежность о «Короле Лире» в Коляда-театре для тех, кто еще не был

Ну надо идти, всем надо идти.
Впрочем, нет, не всем.
А кому не идти – не мне судить.
Ну, кто не готов, тот уйдет.

А вам бы хотелось, чтобы та любовь, которая разлита по миру как основной элемент при его создании, проходила через вас свободно, чтобы вы были просто сосудом, причем без дна и крышки, через который постоянно продвигается любовь?... Говорят, что для этого надо проживать все свои чувства. Просто – делать то, что велит тебе твое, образно выражаясь, сердце. Те, кто так говорит, предупреждают – это очень нелегкий путь. Но он единственный. Вы окажетесь без кожи. Вы постоянно в разных ситуациях будете обнаруживать, что на вас нет кожи. Вы окажетесь беззащитны. Если вы еще не стоите перед таким выбором, не так далеко зашли в поисках самого себя, то вам ведь могут и помочь. Идите в театр. А конкретнее – идите в «Коляда-театр» на «Короля Лира», например.
Когда вы пришли на Шекспира, то понятное дело, вы представляете, о чем речь. Лучше, конечно, не представлять, но это не так важно. Потому что с первых же минут спектакля все, что вы представляли себе нужно будет либо забыть и откинуть, либо… Либо остаться при своих представлениях и все время беспокойно ерзать и цыкать зубом, а в конце первого действия все-таки уйти, не выдержав несовпаденья.
Лучше идти в театр с открытой душой, идти отдаваться на волю режиссера. Коль уж он там все придумывает – и что, и как, и зачем. Во всяком случае, в Коляда-театр – точно лучше идти с готовностью отказаться от своих представлений о том, как должна выглядеть трагедия.
Первое, что отличает настоящий театр – это способ «очистки» зрителя. Зритель же пришел после рабочего дня, пришел с дискурсом, контекстом и бэкграундом по поводу жанра трагедии, Шекспира вообще и «Короля Лира» в частности, а если без последних – то с представлением о театре, его задачах и средствах. Вот на это на все режиссеры часто опираются… А есть другие режиссеры, которые хотят от зрителя доверия и чистого восприятия. Николай Коляда – из вторых.
Так вот, вторые начинают всегда с того, что снимают чешую повседневности со зрительских органов восприятия. Способы – у каждого свои, но всегда это приведение зрителя в состояние «здесь и сейчас». Вот не буду описывать, как это происходит в «Короле Лире». Просто расслабьтесь, смотрите и слушайте, захотите - притопывайте, захотите – подхлопывайте. Главное – «не думайте о белой обезьяне» (в нашем случае – о Шекспире и собственно короле).
После того, как они своим движением, лепетом и иррациональным поведением, которое можно принять равно как за разминку и подготовку к лицедейству, так и за эстетический манифест театра, они разденутся перед вами, останутся в телесном трико. Это исключительно их доверия к вам и готовности к честному диалогу. Вы-то уже без чешуи.
Я прошу вас, смотрите им в глаза. Будет много сцен, когда они будут смотреть прямо на вас. Смотрите им в глаза. Внимательно смотрите им в лица. Будет происходить чудо разговора без слов, передачи мыслей на расстоянии. Знаете, так бывает: смотрите другу другу в глаза, и говорить не нужно. Вот что с вами будет происходить, если вы будете смотреть им в глаза.
А потом выйдет он. Он выложит свою душу перед вами. Он будет предан и унижен, он будет вести себя так, как каждый из нас ведет, будучи преданным и униженным. С той только разницей, что мы в чешуе и панцирях не можем себе позволить так рыдать, так вопить, так корчиться от боли… А он – может, он за нас за всех откорчится. И вы будете плакать вместе с ним. Слезами. Или без слез.
А потом все умрут, а что-то останется. Любовь? Нежность? Но точно не боль.
И идите теперь со снятой кожей хотя бы две остановки пешком и молча. Хотите – надевайте свои панцири, чешую и раковины, чтобы легче было завтра идти жить. Хотите – не надевайте, останьтесь без кожи, в одной только пуленепробиваемой нежности на голое тело. Энергия любви будет беспрепятственно проходить через вас, вам будет больно – будете плакать, нежно – вы будете улыбаться, вы будете постоянно испытывать боль и счастье. Эта нежность будет созидать вас каждую минуту. Трудный выбор. За тем и в театр ходим – за трудным выбором.

| Еще

Последние комментарии